В конце ноября Центральный банк Турции в очередной раз повысил ключевую ставку, в результате чего она составила 40%. Это решение вывело Турцию на третью строчку рейтинга стран с самым высоким уровнем ключевой ставки. Причина в инфляции: по прогнозам Центрального банка, к концу 2023 года она достигнет 60%. Однако именно рост цен является одним из факторов, позволяющих инвесторам зарабатывать на перепродаже недвижимости, а доступные кредиты расширяют круг потенциальных покупателей.
Эксперт по инвестиционной недвижимости в Стамбуле и автор канала об инвестициях Юлия Донская специально для Housearch рассказала о ситуации на турецком рынке и о том, что делать инвесторам в период высокой ставки.
Юлия Донская
Эксперт по инвестиционной недвижимости в Стамбуле, автор канала об инвестициях
Рынок замёрз
ЦБ Турции продолжает стартовавшую в июне политику повышения ключевой ставки. В ноябре «ключ» подняли в шестой раз подряд — до 35%. На данный момент это третий по величине показатель в мире.
Основные игроки на рынке недвижимости Турции (96%) — местные жители, и в половине случаев они покупают в кредит. Это целесообразно: учитывая падающую лиру и инфляцию, долгосрочные кредиты фактически получались отрицательными. Сейчас же, когда власти развернули серьёзную борьбу с инфляцией, выдачу кредитов населению заморозили, а ставку сделали максимально недоступной. Для рынка недвижимости это означает стагнацию.
На самом деле, первое снижение спроса произошло ещё в феврале после масштабного землетрясения. Следующим чувствительным моментом стали президентские выборы: инвесторы замерли в ожидании, ведь оппонент Реджепа Эрдогана обещал масштабные изменения во внутренней, международной и миграционной политике. Ну и наконец борьба ЦБ с инфляцией, которая по прогнозам к концу года достигнет 60%, а в 2022 году составила 64,27%, нанесла новый удар по спросу: кредитные программы заморожены, рынок стоит, а девелоперы плачут.
…И это хорошая возможность!
Но не стоит впадать в панику. Хорошая новость в том, что стагнация создана искусственно, усилиями ЦБ, и направлена на коррекцию. А это значит, что наступило время покупателя. Именно сейчас застройщики выставляют шикарные предложения с лучшими условиями покупки. Это прекрасный шанс для зарубежных инвесторов, которым кредитная политика ЦБ не принципиальна.
Когда рынок пройдёт коррекцию, кредиты снова станут доступными. Это значит, что турецкое население вновь будет покупать, а инвесторы заработают на перепродаже. Пока же можно пользоваться сговорчивостью застройщиков, получать наибольшие скидки и удобную рассрочку.
Что касается цен, то в Стамбуле нет прогноза на снижение. Цены на недвижимость здесь будут расти даже после коррекции, так как этот рост связан не только с гиперинфляцией в стране и падением лиры. Дело в том, что Стамбул долгое время был недооценён и сейчас обретает заслуженный статус мегаполиса «для богатых». Стартовая цена для хорошей инвестиционной недвижимости в Стамбуле за пределами центра составляет $150 000, в среднем — $200 000. И это явно не завышенная цена для одного из популярнейших мировых транспортных хабов и центров международной политики. Вероятно, в будущем темпы роста замедлятся и уже не будут такими аномальными, как в 2022 году. Но инвесторы всё равно смогут рассчитывать на достойную прибыль.
Не время продавать
Чего сейчас точно не стоит делать, так это выставлять уже имеющуюся недвижимость в Турции на продажу. В то время, когда местное население неплатёжеспособно, ориентироваться на иностранцев тоже не стоит. В первую очередь, потому что их несравнимо меньше, чем потенциальных местных покупателей (всего 8% на рынке Стамбула и 4% по стране). Кроме того, в последнее время принято много мер не в пользу иностранцев: это и повышение минимальной стоимости жилья для получения инвестиционного ВНЖ, и сложности с получением туристического вида на жительство.
Поэтому лучшее решение для инвесторов, уже вложившихся в турецкую недвижимость, — просто переждать этот период и следить за кредитными программами. Возможно, благоприятный момент для продажи наступит уже в декабре.
Фотография на обложке: Стамбул. Levent Yücelman (Pixabay)